Что такое брендбук и почему он жизненно необходим для продвижения вашего бренда

30.06.2022

Сильный бренд – один из главных инструментов бизнеса, во многих ситуациях способный принести компании гораздо больше, чем просто качественный продукт. Как показывает история успешных брендов, эта сила в первую кроется в индивидуальности. И речь здесь идет не только о визуальной составляющей (ведь бренд – это не только удачный логотип). Это еще и то, как компания общается со своей целевой аудиторией, как позиционирует себя, и какие цели ставит перед собой. Для того чтобы зафиксировать все это, существует соответствующий документ – брендбук.

Что такое брендбук?

Брендбук называют «книгой-путеводителем» бренда. Было бы ошибкой считать, что это документ, описывающий исключительно аспекты дизайна. Это также основные ценности и концепция компании, ее целевая аудитория, атрибуты и позиционирование. Другими словами, брендбук – не просто книга с красивыми картинками, а своеобразный кодекс, свод правил, помогающий торговой марке выстраивать отношения с потребителями.

Разумеется, в первую очередь брендбук нужен самим владельцам или руководителям бизнеса. А еще это бесценный инструмент для маркетологов и графических дизайнеров, от которых во многом зависит то, как выглядит бренд в глазах потенциальных потребителей, и что он несет «в массы». Учитывая то, что каждый из таких специалистов неизменно привносит в корпоративный стиль что-то свое, именно брендбук организации служит своеобразным ориентиром, который не дает отклоняться от предварительно разработанной корпоративной стратегии (и не только визуальной).

Брендинг часто путают с таким понятием, как айдентика. Несмотря на то, что оба этих термина относятся к сфере маркетинга и формируют имидж компании, на самом деле они обозначают разные вещи. Брендинг – это сама концепция имени и узнаваемости компании, в то время, как айдентика (от английского identity – идентичность) представляет собой совокупность инструментов, формирующих фирменный стиль и корпоративную культуру. Это именно то, что помогает потенциальному покупателю узнать торговую марку, выделив ее среди множества конкурентов.

Несколько правил успешного брендбука

Существует мнение, что фирменный стиль компании определяет владелец бизнеса или руководство компании. На самом деле разработка брендбука – это всегда совместная работа сразу нескольких профильных специалистов: маркетолога, дизайнера, копирайтера или специалиста по неймингу. Разумеется, все они работают в тесной связке с руководством организации, которой принадлежит бренд, и в первую очередь воплощают в жизнь их видение и концепцию бизнеса.

Оптимальный вариант – разработка айдентики и фирменного стиля специализированным брендинговым агентством, сотрудники которого имеют четкое представление о том, как должен выглядеть брендбук организации в зависимости от особенностей ее бизнеса.

Что включает в себя брендбук?

Традиционно брендбук торговой марки включает в себя несколько разделов, которые можно условно объединить в следующие группы.

  1. Информация о миссии компании и тех ценностях, на которые она ориентируется. Сюда же можно включить описание целевой аудитории бренда.
  2. Описание графических нюансов фирменного стиля. Пожалуй, это основной раздел брендбука, в котором четко прописываются все детали визуала: употребляемые шрифты, корпоративные цвета, дизайн логотипа и товарного знака, фотографии и другие графические объекты.
  3. Правила взаимодействия с целевой аудиторией. В этом разделе подробно описывается то, как компания, владеющая торговой маркой, общается с покупателями. Так, сюда входят языки общения, стиль и манера, базовая конструкция электронных писем для рассылки, требования к постам в блогах и социальных сетях.

Другими словами, любой брендбук содержит как вербальные, так и невербальные (визуальные) разделы. К первым относится все информация, имеющая отношение к миссии, ценностям, ЦА торговой марки. Ко второй – все визуальные составляющие, от цветовой палитры и шрифтов до особенностей оформления графических объектов на сайте компании, а также в других источниках.

Кому это нужно?

Разумеется, в первую очередь такой документ нужен для внутренней коммуникации в компании. В частности, ознакомление со всеми особенностями фирменного стиля будет обязательным для маркетологов, PR и продакт-менеджеров, дизайнеров, копирайтеров. Именно оформленные в виде единого кодекса правила помогают четко придерживаться фирменного стиля представителям креативных профессий.

Помимо этого, многие компании предоставляют брендбуки своим торговым представителям и партнерам. Особую ценность в этом отношении документ имеет для торговых марок, работающих в формате франчайзинга. Естественно, просто разработать правила в этом случае недостаточно, для успешного продвижения торговой марки их необходимо неукоснительно соблюдать.

В качестве ярких примеров можно привести брендбуки и гайдлайны таких компаний, как Coca-Cola, Microsoft, Nike и Apple. К слову, книги брендов большинства легендарных компаний с мировым именем можно найти в свободном доступе в интернете.

Сколько стоит разработка брендбука?

В первую очередь стоимость создания брендбука зависит от выбранного исполнителя, то есть, брендингового агентства. И если в одной компании вам предложат разработать фирменный стиль за 50-100 тысяч рублей, то в другой стоимость таких услуг может превысить миллион. При этом нужно учитывать, что любой гайдлайн, будь то фирменый брендбук ресторана, торговой сети или производителя техники, требует регулярного пересмотра и обновления. Это еще одна статья расходов, которую нужно изначально заложить в бюджет компании, рассчитывая объем расходов на фирменный стиль и разработку айдентики.

Брендинговое агентство «Департамент Дизайна» специализируется на услугах по разработке и внедрению фирменного стиля для любых компаний и торговых марок. Мы всегда готовы ответить на ваши вопросы и предложить идеи успешного брендбука и фирменного стиля для вашего бизнеса.

Все материалы