![](/upload/iblock/e04/bumbbd77fo3rmbsmggugvbcdnyu5axr1/%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B0.jpg)
Как воздействовать на эмоции с помощью дизайна
11.05.2023
Как воздействовать на эмоции с помощью дизайна
Сегодня термин «эмоциональный дизайн» у всех на слуху. Однако далеко не все специалисты, занимающиеся айдентикой бренда или разработкой фирменного стиля, понимают, что это такое. В их представлении «эмо-дизайн» - это вау-эффекты, душевные фото или иллюстрации.
В итоге на сайте брокерских услуг появляются смайлики и котята, что вызывает негодование заказчика и недоумение пользователей.
Разработка бренда или логотипа могут входить в направление эмоционального дизайна. Вопрос в том, как им правильно пользоваться.
Метод Kansei
Об этом, в частности, в 2003 году написал книгу когнитивный психолог Дональд Норман, считавший, что такой вид дизайна должен вызывать позитивные эмоции, а не просто выполнять техническую функцию.
Специалист разработал концепцию, основанную на методе Kansei: она заключается в том, что из одинаковых по функционалу объектов человеку понравятся больше те, которые симпатичнее сделаны
Три уровня эмоционального дизайна
В своей книге «Эмоциональный дизайн» Дон Норман исследует три различных уровня дизайна, отражающих эмоциональную реакцию людей на визуальный опыт. Эти уровни актуальны для разных видов работ: как для дизайна упаковки, так и ребрендинга. Их основная функция – отражение нашей эмоциональной связи с объектами.
![Screenshot_1.png Screenshot_1.png](/upload/medialibrary/8a8/fypshomkkhxgbzqffmpbga8a7engq7x7/Screenshot_1.png)
Интуитивный уровень — бессознательный. На этом уровне человек принимает мгновенные решения «нравится/не нравится». Например, негативно реагирует на резкий звук или понимает, что красный цвет означает что-то горячее.
Здесь человеческие эмоции чаще всего совпадают. Впечатления, получаемые на этом уровне, оказывают на людей непосредственное эмоциональное воздействие. Норман назвал такую деятельность поведением типа «снизу - вверх».
![4 (5).jpg 4 (5).jpg](/upload/medialibrary/f13/4epah9zruhujfimgk480ujx3vhqqb5yx/4%20(5).jpg)
Например: распаковка Macbook Pro
Интуитивный уровень познания имеет дело с базовыми воздействиями внешней среды: чем-то видимым, осязаемым, ощутимым. Как работает интуитивный дизайн, можно увидеть, просто понаблюдав за первыми впечатлениями пользователей, к примеру, на айдентику бренда
Второй уровень — поведенческий. Один раз научившись, человек выполняет многие действия «на автомате»: ходит по улицам, водит машину, выполняет простую механическую работу и т.п.
Чтобы стать специалистом на этом уровне, нужно вызвать у человека ощущение полного контроля над происходящим. Яркий пример – японские ножи, которые настолько хорошо заточены и сбалансированы, что помогают вам резать и «контролировать» овощи.
С точки зрения эмоций, когда наше поведение при взаимодействии с объектом является ожидаемым и знакомым, мы получаем радость и испытываем удовлетворение.
Поведенческий дизайн – это, скорее, не о разработке логотипа или дизайна упаковки (хотя может включать и эти аспекты), а о юзабилити, функциональности продукта, производительности и эффективности использования.
![image01_.jpg image01_.jpg](/upload/medialibrary/842/h50ce20qjhuw1fwue5zid4rt3nrtbqo1/image01_.jpg)
Например: сплит-клавиатура IPad с «фантомными кнопками».
Если вы привыкли вводить букву Y левой рукой, вы все еще можете это сделать.
Работая на этом уровне, вы должны точно знать потребности вашего пользователя — например, понаблюдав на практике, как он взаимодействует с пользовательским интерфейсом любого приложения.
Третий уровень – рефлекторная реакция. Это то, что мы чувствуем после того, как погрузились в опыт. Мы запоминаем опыт взаимодействия, фиксируем чувства и решаем, захотим ли снова попробовать или испытать это.
Рефлексивный эмоциональный уровень — это жажда, желание и осознанная необходимость владеть продуктом.
Это самый сложный уровень, на котором многие допускают ошибки. Чтобы добиваться нужного эффекта, мало быть дизайнером – вам понадобятся высокий уровень образованности, культуры и эмпатии, то есть способности к сопереживанию.
![image02.jpg image02.jpg](/upload/medialibrary/000/w6dm3v72lpculca2x3lc0lmfqi1nom2j/image02.jpg)
Например: карта шоссе США, представленная в виде схемы метро — великолепный образец рефлекторного дизайна.
В целом, рефлексивный эмоциональный дизайн отражает значение продукта, влияние мыслей, обмен опытом и культурное влияние.
Вывод
Эмоциональный дизайн отражает эмоциональную реакцию людей на визуальный опыт. Он состоит из трех уровней в зависимости от сложности рефлексии пользователя.
Задача дизайнера – развить свои способности на всех уровнях, чтобы создавать продукты, преображающие окружающий мир. Сочетание трех направлений создают такой опыт взаимодействия, при котором у человека появится желание вновь и вновь пользоваться продуктом.
Все материалы
Сегодня термин «эмоциональный дизайн» у всех на слуху. Однако далеко не все специалисты, занимающиеся айдентикой бренда или разработкой фирменного стиля, понимают, что это такое. В их представлении «эмо-дизайн» - это вау-эффекты, душевные фото или иллюстрации.
В итоге на сайте брокерских услуг появляются смайлики и котята, что вызывает негодование заказчика и недоумение пользователей.
Разработка бренда или логотипа могут входить в направление эмоционального дизайна. Вопрос в том, как им правильно пользоваться.
Метод Kansei
Об этом, в частности, в 2003 году написал книгу когнитивный психолог Дональд Норман, считавший, что такой вид дизайна должен вызывать позитивные эмоции, а не просто выполнять техническую функцию.
Специалист разработал концепцию, основанную на методе Kansei: она заключается в том, что из одинаковых по функционалу объектов человеку понравятся больше те, которые симпатичнее сделаны
Три уровня эмоционального дизайна
В своей книге «Эмоциональный дизайн» Дон Норман исследует три различных уровня дизайна, отражающих эмоциональную реакцию людей на визуальный опыт. Эти уровни актуальны для разных видов работ: как для дизайна упаковки, так и ребрендинга. Их основная функция – отражение нашей эмоциональной связи с объектами.
![Screenshot_1.png Screenshot_1.png](/upload/medialibrary/8a8/fypshomkkhxgbzqffmpbga8a7engq7x7/Screenshot_1.png)
Интуитивный уровень — бессознательный. На этом уровне человек принимает мгновенные решения «нравится/не нравится». Например, негативно реагирует на резкий звук или понимает, что красный цвет означает что-то горячее.
Здесь человеческие эмоции чаще всего совпадают. Впечатления, получаемые на этом уровне, оказывают на людей непосредственное эмоциональное воздействие. Норман назвал такую деятельность поведением типа «снизу - вверх».
![4 (5).jpg 4 (5).jpg](/upload/medialibrary/f13/4epah9zruhujfimgk480ujx3vhqqb5yx/4%20(5).jpg)
Например: распаковка Macbook Pro
Интуитивный уровень познания имеет дело с базовыми воздействиями внешней среды: чем-то видимым, осязаемым, ощутимым. Как работает интуитивный дизайн, можно увидеть, просто понаблюдав за первыми впечатлениями пользователей, к примеру, на айдентику бренда
Второй уровень — поведенческий. Один раз научившись, человек выполняет многие действия «на автомате»: ходит по улицам, водит машину, выполняет простую механическую работу и т.п.
Чтобы стать специалистом на этом уровне, нужно вызвать у человека ощущение полного контроля над происходящим. Яркий пример – японские ножи, которые настолько хорошо заточены и сбалансированы, что помогают вам резать и «контролировать» овощи.
С точки зрения эмоций, когда наше поведение при взаимодействии с объектом является ожидаемым и знакомым, мы получаем радость и испытываем удовлетворение.
Поведенческий дизайн – это, скорее, не о разработке логотипа или дизайна упаковки (хотя может включать и эти аспекты), а о юзабилити, функциональности продукта, производительности и эффективности использования.
![image01_.jpg image01_.jpg](/upload/medialibrary/842/h50ce20qjhuw1fwue5zid4rt3nrtbqo1/image01_.jpg)
Например: сплит-клавиатура IPad с «фантомными кнопками».
Если вы привыкли вводить букву Y левой рукой, вы все еще можете это сделать.
Работая на этом уровне, вы должны точно знать потребности вашего пользователя — например, понаблюдав на практике, как он взаимодействует с пользовательским интерфейсом любого приложения.
Третий уровень – рефлекторная реакция. Это то, что мы чувствуем после того, как погрузились в опыт. Мы запоминаем опыт взаимодействия, фиксируем чувства и решаем, захотим ли снова попробовать или испытать это.
Рефлексивный эмоциональный уровень — это жажда, желание и осознанная необходимость владеть продуктом.
Это самый сложный уровень, на котором многие допускают ошибки. Чтобы добиваться нужного эффекта, мало быть дизайнером – вам понадобятся высокий уровень образованности, культуры и эмпатии, то есть способности к сопереживанию.
![image02.jpg image02.jpg](/upload/medialibrary/000/w6dm3v72lpculca2x3lc0lmfqi1nom2j/image02.jpg)
Например: карта шоссе США, представленная в виде схемы метро — великолепный образец рефлекторного дизайна.
В целом, рефлексивный эмоциональный дизайн отражает значение продукта, влияние мыслей, обмен опытом и культурное влияние.
Вывод
Эмоциональный дизайн отражает эмоциональную реакцию людей на визуальный опыт. Он состоит из трех уровней в зависимости от сложности рефлексии пользователя.
Задача дизайнера – развить свои способности на всех уровнях, чтобы создавать продукты, преображающие окружающий мир. Сочетание трех направлений создают такой опыт взаимодействия, при котором у человека появится желание вновь и вновь пользоваться продуктом.
Все материалы