Как воздействовать на эмоции с помощью дизайна

11.05.2023
Как воздействовать на эмоции с помощью дизайна 

Сегодня термин «эмоциональный дизайн» у всех на слуху. Однако далеко не все специалисты, занимающиеся айдентикой бренда или разработкой фирменного стиля, понимают, что это такое. В их представлении «эмо-дизайн» - это вау-эффекты, душевные фото или иллюстрации.

В итоге на сайте брокерских услуг появляются смайлики и котята, что вызывает негодование заказчика и недоумение пользователей. 
Разработка бренда или логотипа могут входить в направление эмоционального дизайна. Вопрос в том, как им правильно пользоваться. 

Метод Kansei

Об этом, в частности, в 2003 году написал книгу когнитивный психолог Дональд Норман, считавший, что такой вид дизайна должен вызывать позитивные эмоции, а не просто выполнять техническую функцию. 
Специалист разработал концепцию, основанную на методе Kansei: она заключается в том, что из одинаковых по функционалу объектов человеку понравятся больше те, которые симпатичнее сделаны
Три уровня эмоционального дизайна 
В своей книге «Эмоциональный дизайн» Дон Норман исследует три различных уровня дизайна, отражающих эмоциональную реакцию людей на визуальный опыт. Эти уровни актуальны для разных видов работ: как для дизайна упаковки, так и ребрендинга. Их основная функция – отражение нашей эмоциональной связи с объектами. 

Screenshot_1.png

Интуитивный уровень — бессознательный. На этом уровне человек принимает мгновенные решения «нравится/не нравится». Например, негативно реагирует на резкий звук или понимает, что красный цвет означает что-то горячее. 
Здесь человеческие эмоции чаще всего совпадают. Впечатления, получаемые на этом уровне, оказывают на людей непосредственное эмоциональное воздействие. Норман назвал такую деятельность поведением типа «снизу - вверх».

4 (5).jpg

Например: распаковка Macbook Pro

Интуитивный уровень познания имеет дело с базовыми воздействиями внешней среды: чем-то видимым, осязаемым, ощутимым. Как работает интуитивный дизайн, можно увидеть, просто понаблюдав за первыми впечатлениями пользователей, к примеру, на айдентику бренда 

Второй уровень — поведенческий. Один раз научившись, человек выполняет многие действия «на автомате»: ходит по улицам, водит машину, выполняет простую механическую работу и т.п. 
Чтобы стать специалистом на этом уровне, нужно вызвать у человека ощущение полного контроля над происходящим. Яркий пример – японские ножи, которые настолько хорошо заточены и сбалансированы, что помогают вам резать и «контролировать» овощи. 
С точки зрения эмоций, когда наше поведение при взаимодействии с объектом является ожидаемым и знакомым, мы получаем радость и испытываем удовлетворение. 
Поведенческий дизайн – это, скорее, не о разработке логотипа или дизайна упаковки (хотя может включать и эти аспекты), а о юзабилити, функциональности продукта, производительности и эффективности использования.

image01_.jpg
 
Например: сплит-клавиатура IPad с «фантомными кнопками».

Если вы привыкли вводить букву Y левой рукой, вы все еще можете это сделать.
Работая на этом уровне, вы должны точно знать потребности вашего пользователя — например, понаблюдав на практике, как он взаимодействует с пользовательским интерфейсом любого приложения.

Третий уровень – рефлекторная реакция. Это то, что мы чувствуем после того, как погрузились в опыт. Мы запоминаем опыт взаимодействия, фиксируем чувства и решаем, захотим ли снова попробовать или испытать это. 
Рефлексивный эмоциональный уровень — это жажда, желание и осознанная необходимость владеть продуктом.
Это самый сложный уровень, на котором многие допускают ошибки. Чтобы добиваться нужного эффекта, мало быть дизайнером – вам понадобятся высокий уровень образованности, культуры и эмпатии, то есть способности к сопереживанию.  

image02.jpg

Например: карта шоссе США, представленная в виде схемы метро — великолепный образец рефлекторного дизайна.
В целом, рефлексивный эмоциональный дизайн отражает значение продукта, влияние мыслей, обмен опытом и культурное влияние.

Вывод 

Эмоциональный дизайн отражает эмоциональную реакцию людей на визуальный опыт. Он состоит из трех уровней в зависимости от сложности рефлексии пользователя. 
Задача дизайнера – развить свои способности на всех уровнях, чтобы создавать продукты, преображающие окружающий мир. Сочетание трех направлений создают такой опыт взаимодействия, при котором у человека появится желание вновь и вновь пользоваться продуктом.
Все материалы