Лицензия на шрифты и изображения

16.07.2020
В процессе работы над вашим проектом мы всегда поднимаем вопрос покупки изображений и шрифтов. Почему же так важно использовать любые графические материалы, не нарушая авторских прав? И почему в хорошем брендинговом агентстве никогда не согласятся скачать картинку из гугла?

Любые изображения, видео, музыка и шрифты имеют своего автора и правообладателя. Автор – человек, который приложил определённое количество усилий и потратил несколько часов или дней (а в ситуации со шрифтами – и целые месяцы) на создание этих материалов. Выкладывая картинки или шрифты на собственный сайт или общественный сток, он полагает, что эта работа будет вознаграждена. Для того, чтобы легально использовать результаты его труда в вашей упаковке или рекламе, нужно получить разрешение (лицензию). И чаще всего эту лицензию необходимо купить (об исключениях поговорим позже).

Про риски
В интернете полно сайтов, где вы можете скачать что угодно бесплатно. Но откуда там взялся этот контент? Скорее всего, «добрые» пираты раздают ворованные картинки и шрифты бесплатно, получая прибыль от показанной вам рекламы (да-да, всё так же, как и с воровством фильмов). Или поисковик, полагаясь на вашу честность, выдаёт все прекрасные картинки подряд, за размещение которых на своих сайтах люди уже заплатили автору. Какие будут риски для вас, если использовать картинку из поисковика или шрифт с пиратского сайта? 

Во-первых, скорее всего это просто некачественные материалы. Фото может быть плохого качества, а в шрифте не хватать символов для использования. Потому что пираты не беспокоятся о репутации своих сайтов и контента на них.

Во-вторых, помним, что у всего есть автор и правообладатель. Во всем мире, в том числе и в России, авторские права охраняются государством. Поэтому, если вы не сможете подтвердить наличие нужной лицензии на коммерческое использование, вас будут ждать неприятные судебные разбирательства с финансовыми потерями. Такие суды в России происходят ежедневно.

Где брать легальный контент?
Конечно, искать правообладателя каждой картинки – слишком долгий процесс. Поэтому существуют онлайн-магазины и стоки, которые используются для легальной покупки графических материалов агентствами и компаниями по всему миру.
Для поиска шрифтов: MyFonts, Paratype, Monotype, Linotype, FontShop.
Для покупки фото и иллюстрации: Shutterstock, Depositphotos, Istock, Adobe Stock.
Каждый такой сайт вместе со скачиваемым файлом предоставляет вам официальный документ, где указано юридическое лицо, которое получило разрешение на использование материала и на каких условиях. Если говорить очень коротко, лицензии, которые предоставляет большинство сайтов, могут быть 4 видов:


1. Открытая лицензия. Она же «бесплатная». Такой тип лицензии значит, что автор безвозмездно отдает результат своей работы и вы можете его использовать, как вам угодно.
 
2. Лицензия с покупкой один раз. Это значит, что вы платите (допустим, за фотографию) один раз и можете использовать её сколько угодно раз, на протяжении любого времени.

3. Лицензия с ограничением по времени или тиражу. Условия могут быть разными, но чаще всего это может быть: 
- покупка права на использования на 1 год. А дальше нужно покупать ещё раз.
- покупка права на использование на определенный тираж, например, до 500.000 экземпляров. 

4. Лицензия на использование в логотипе. Логотипы выделяются правообладателями как отдельный вид лицензирования. Так как тиражирование вашего фирменного знака может обрести огромные, неконтролируемые авторами шрифтов и графики, масштабы. И сам логотип как лицо комании будет играть более важную роль, чем упаковка или реклама.


Чтобы понять, какую лицензию следует купить под ваши задачи, нужно внимательно прочитать лицензионное соглашение на сайте правообладателя.

Что делать, если закон нарушать не хочется, но бюджета на лицензии нет?
К счастью, существует открытая лицензия. И даже специализированные сайты, где весь контент можно свободно использовать.

Для шрифтов это Google Fonts. Также бесплатные шрифты могут встречаться на сайтах самих шрифтовых студий, указанных выше. Необходимо только внимательно ознакомиться с правилами лицензии, прежде чем использовать шрифт в своём проекте. Все остальные гарнитуры, найденные на подозрительных источниках, мы настоятельно рекомендуем обходить стороной. 
Выбор стоков с бесплатными изображениями шире: Unsplash, Pixabay, Pexels.

Но стоит помнить, что выбор бесплатных шрифтов и изображений ограничен, а желающих сэкономить на размещении их в проектах множество. Поэтому, скачивая шрифты и картинки для макетов на бесплатных стоках, можно легко потерять изюминку вашей компании и однажды встретить на полке магазина упаковку молока конкурентов с точно такой же коровой, как ваша. Не даром такие гиганты как МТС, Toyota или Nestle в стремлении показать свою индивидуальность тратят миллионы на разработку персональных шрифтов, собственной графики и проведение фотосессий.

И это ещё не всё...
Конечно, тема лицензирования на самом деле гораздо шире, чем описанные выше пункты. Кроме типа лицензии существуют ещё отдельные её виды на каждый вид продукции (лицензия на шрифт для использования в логотипе стоит дороже, чем этот же шрифт для использования на баннере, например). Есть отдельные правила насчет использования фотографий людей (нельзя использовать фото детей на упаковке недетской продукции, например). И много чего важного, что нужно знать. Не стесняйтесь спросить у исполнителя вашего проекта легальность использования любых элементов, потому что знать все эти тонкости – его обязанность.  


Все материалы