Роль PR в брендинге
Public Relations или связи с общественностью – мощный инструмент, активно используемый в десятках самых разных сфер. Позиционирование и продвижение брендов – не исключение. Особенно важную роль PR играет в создании имиджа продукта, а также формировании репутации самой компании. Как правило, PR-стратегия включает ряд мероприятий, в ходе которых компания выстраивает гармоничную коммуникацию с общественностью – то есть, реальными и потенциальными клиентами. Это стратегически важный инструмент, формирующий доверие к бренду, а также его благоприятный имидж как в глазах целевой аудитории, так и вне ее.
Что такое PR и чем он отличается от рекламы
В то время как прямую рекламу можно назвать тактическим методом продвижения, Public Relations – это, скорее, метод стратегический. Реклама используется для увеличения спроса и стимулирования роста продаж. PR служит своеобразной базой для создания имиджа и репутации бренда в глазах аудитории. По сути, PR-брендинг – это высокоэффективная технология коммуникации, в процессе которой компания выстраивает выгодные для себя взаимоотношения с общественностью. В то же время, PR, как и реклама – это элемент маркетинга, и значит, он должен соответствовать всем требованиям маркетинговой стратегии бренда.
В случае с формированием имиджа бренда Public Relations преследует сразу несколько целей:
- повышение узнаваемости, а также лояльности со стороны целевой аудитории;
- управление взаимоотношениями с общественностью;
- формирование положительной репутации, имиджа бренда;
- рыночное позиционирование бренда, а также его товаров и услуг в сознании потребителя;
- изучение и контроль общественного мнения;
- непрямое продвижение товаров и услуг компании.
Public Relations в большинстве случаев предполагает неличную коммуникацию с аудиторией со стороны бренда. С одной стороны это усложняет взаимодействие между продавцом и покупателем, поскольку PR во многих случаях не предполагает немедленной обратной связи. С другой стороны такое воздействие на потребителя действует более мягко и не вызывает психологического отторжения.
Как свидетельствуют маркетинговые исследования, в отличие от достаточно «агрессивной» прямой рекламы, PR вызывает гораздо большее доверие со стороны общественности, поскольку не воспринимается как «что-то проплаченное». Это происходит по той причине, что в случае с Public Relations информация приходит из объективных и беспристрастных источников – в частности, средств массовой информации или от авторитетных публичных персон.
Преимущества PR-брендинга
- Более высокая степень доверия со стороны аудитории.
- PR-кампании требуют гораздо меньше вложений и более экономически эффективны (по сравнению с рекламными).
- Формирует положительный имидж бренда в глазах общественности.
- В отличие от рекламы, приносит более долгосрочные и стабильные результаты.
- При грамотном использовании весьма эффективен в кризисных ситуациях (PR недаром называют одним из важнейших инструментов антикризисного менеджмента).
Проблемные моменты
В то же время, Public Relations связан и с определенными проблемными моментами. В первую очередь, это ограниченный контроль. Бренды, организующие для усиления своего имиджа PR-кампании, далеко не всегда могут полностью контролировать освещение в СМИ, а также другие коммуникации с участием третьих сторон. Не стоит забывать и о том, что разработка и реализация PR-стратегий требуют максимально профессионального подхода, а также отнимают много времени и сил. Если в компании нет штатного PR-менеджера или пресс-службы, Public Relations придется отдать на аутсорсинг (например, в PR-агентства или специализированные брендинговые компании).
Какие PR-инструменты используются в брендинге
Так же, как и реклама, Public Relations имеет в своем распоряжении большое количество самых разных каналов, методов и инструментов, позволяющих создавать положительный имидж бренда в глазах общественности. Далее мы буквально в двух словах расскажем о каждом из основных инструментов Public Relations для коммерческой деятельности.
- Создание и распространение пресс-релизов для СМИ. Любой более-менее значимый новостной повод в жизни компании – прекрасная возможность лишний раз напомнить о себе аудитории.
- Экспертные комментарии. Многие бренды дают комментарии собственных экспертов по различным вопросам, касающимся сферы, в которой работает компания. Площадками для распространения экспертных комментариев могут быть интернет-СМИ, радио, телевидение, подкасты.
- Офлайн-мероприятия. Многие компании проводят всевозможные ивенты для текущих и потенциальных клиентов. Это могут быть как развлекательные мероприятия (например, тематические праздники, спортивные соревнования, концерты), так и профессиональные или образовательные конференции, семинары с участием известных спикеров.
- Публичные выступления. Пресс-конференции, публичные выступления перед СМИ, дебаты, презентации, круглые столы – еще одна возможность повысить узнаваемость бренда, сформировав экспертный имидж компании в глазах потребителей.
- Спонсорство. Выступая спонсором какой-либо акции или мероприятия (например, спортивного марафона или музыкального фестиваля), компания не рекламирует свои товары или услуги напрямую. Но при этом повышает узнаваемость бренда и получает более широкий охват лояльной аудитории.
- Вирусный маркетинг. Распространение вирусных роликов не только эффективно работает, но и требует минимальных затрат. В отличие от прямой рекламы, такие материалы в большинстве случаев распространяются без какого-либо участия самой компании – просто за счет своей вирусности.
Особенности проведения PR-кампаний для создания имиджа бренда
В отличие от рекламы, ориентированной на мгновенный результат, Public Relations работает гораздо медленнее и постепенно. По этой причине планировать и разрабатывать маркетинговую кампанию нужно заранее – желательно еще до старта брендинга организации. Для того чтобы кампания была эффективной и принесла результат, очень важно правильно сформулировать ее цели, которые должны быть максимально точными и понятными. При этом важно не только понимать, почему поставленные цели должны быть реализованы, но и установить четкие сроки.
Также очень важно, чтобы ключевые фигуры бренда (главные представители самой компании, а также амбассадоры) неуклонно придерживались целей и были их ярыми приверженцами. Нужно понимать, что PR в брендинге коммерческих компаний носит долгосрочный и непрерывный характер. Недостаточно просто сформировать положительный имидж в глазах потребителя – его также нужно постоянно поддерживать.
Итак, как можно убедиться, PR-брендинг – это действительно ценный элемент маркетинговой стратегии, который решает сразу несколько стратегических для компании задач. Для реализации PR-стратегии задействуют различные каналы и инструменты, позволяющие компании эффективно взаимодействовать с общественностью, тем самым, формируя положительный имидж и экспертную репутацию в глазах целевой аудитории.
Все материалы