Типографика: от правил к экспериментам

12.05.2023
Типографика: от правил к экспериментам 

Типографика – это искусство оформления текста и свод правил, направленный на создание 
читабельного текста или шрифта. Используйте следующие рекомендации, чтобы добиться 
успеха, например, при разработке бренда или создании логотипа. 

Основные термины 

Шрифт – уникальный способ начертания букв или цифр. Сегодня дизайнеры и компании 
создают свои шрифты, максимально соответствующие той или иной задаче – допустим, 
формированию образа компании, привлечению к ней внимания и повышению узнаваемости. 
Гарнитура – группы шрифтов, объединённые одной стилистикой. К самым 
распространенным можно отнести Times New Roman (с засечками) и Arial (без засечек).  
Кегль – высота букв. 
Интерлиньяж – расстояние между строк. 
Кернинг – расстояние между буквами. 
Трекинг – пробелы между фрагментами текста, словами, строками или абзацами.
Прописные и строчные буквы – с прописных (заглавных) обычно начинается текст, а из 
строчных состоит основная часть текста. 

На что следует обращать внимание при работе с текстом 

Удобочитаемость
Текст должен быть понятным и читабельным. Следите за тем, чтобы символы не наползали 
друг на друга, а расстояние между строчками было приемлемым для чтения. Это правило 
важно как при разработке дизайна упаковки, так и при создании изображения для уличного 
баннера. В последнем случае позаботьтесь о том, чтобы водители и пешеходы смогли в 
течение 2-3 секунд воспринять и запомнить текст. 

Сочетание элементов
Расположите все элементы так, чтобы они гармонично сочетались друг с другом. Например, 
если для лучшей читаемости необходим контрастный фон, используйте его. Для баннера или 
афиши задействуйте визуальные акценты, чтобы выделить наиболее важную информацию. 
При формировании композиции соблюдайте иерархию: разбейте текст на заголовки и 
подзаголовки так, чтобы они контрастировали друг с другом. В противном случае контент 
превратится в сплошное пятно. 

Несколько важных правил 

Количество шрифтов 
Выберите не более трех шрифтов, которые вам понадобятся для выполнения проекта. 
Например, дизайнеры часто делают заголовки более яркими за счет одного шрифта, а в 
основном тексте используют другой. Вы можете использовать и большее количество, однако 
это может негативно повлиять на читабельность. 

Правило сеток
Сетки не дают шрифтовым блокам скакать и помогают создать приятный глазу проект со 
своими логикой, ритмом и стилистикой. Вы можете выбрать наиболее подходящий вид 
сетки: например, на 2 или на 6 колонок. 

Кегль и начертание шрифта
Перед началом работы определитесь с основными видами текста (заголовок, подзаголовок, 
основной текст) и подберите максимально контрастные размеры и начертания так, чтобы они 
одновременно отличались и при этом сочетались друг с другом. 

Длина строки
Слишком длинные или, наоборот, короткие строчки могут ухудшить восприятие текста. 
Оптимальная длина строки – не более 600pt.

Интерлиньяж и текст 
Нежелательно выставлять интерлиньяж меньше размера кегля текста. Расстояние между 
строками должно быть в полтора раза больше, чем размер шрифта.

Сочетание шрифтов 

На приведенных ниже примерах вы можете увидеть, как между собой сочетаются различные 
виды шрифтов. 

c872a7126743665.Y3JvcCwxNTM1LDEyMDEsMTMzLDA.jpg

Рукописный шрифт в сочетании с любым другим шрифтом

 669d5186978011.5da9b5d563a15.png

Шрифт с засечками и шрифт без засечек 

fcf3b01ccb7d3f07aa3116aecbb80346.jpg
Контурный шрифт и шрифт с заливкой 

2a9afb812f0134254fe13261dd9b6e64.jpg

Экспериментальный шрифт и нейтральный шрифт 

fc8a7b158669135.638fd7e6c289a (1).jpg

3D-шрифт 

Вывод 

Сегодня типографика немного безумна. Вы не обязаны вписываться в рамки и можете 
сколько угодно экспериментировать. Однако в каждом случае вам нужно понимать, почему 
вы используете те или иные приемы и отходите от общепринятых правил. Если вы не 
уверены в выборе и не хотите рисковать – следуйте рекомендациям, а эксперименты 
подождут.




Все материалы