Почему важен выбор материала при разработке упаковки продукта

03.02.2023

Упаковка товара просто обязана способствовать продажам. До сих пор считалось, что привлекательная для покупателя упаковка должна отличаться удобством, эстетичным видом, отражать концепцию бренда. Но в последнее время к этим требованиям добавилось ещё одно – экологичность. Поэтому первая задача, которую приходится решать при разработке упаковки, – выбор для неё экологичного материала.

Утонет ли планета в пластике?

Во всём мире идёт борьба с пластиковыми отходами. Дело в том, что полиэтиленовая плёнка, бутылки и другие полимерные материалы очень долго не разлагаются. А люди далеко не всегда выбрасывают отходы в специально предназначенные для этого контейнеры. В результате использованная неразлагающаяся тара захламляет даже самые заповедные уголки планеты. Для природы это очень опасно: дикие животные, проглотившие кусок полиэтиленовой плёнки, испытывают страшные муки и в конце концов погибают. Клочки полиэтилена забивают органы дыхания морских млекопитающих, куски капроновых сетей наносят им серьёзные раны.

Обрывки полиэтилена, куски пластика, фольги и резины, жестяные банки из-под консервов и напитков обнаруживают повсюду: от пустынь до морских пляжей. Даже самые чистые, так называемые голубые пляжи не гарантированы от того, что после шторма не превратятся в настоящую мусорную свалку. Многие люди не желают смириться с тем, что жизненное пространство вокруг них постоянно захламляется. Активисты разных стран проводят акции по очистке парков, лесных зон, берегов морей и рек от неразлагающегося мусора. И, естественно, во всём мире ширится протестное движение против компаний, способствующих загрязнению окружающей среды тарой из полимерных материалов.

К примеру, австралийские защитники природы ополчились против испанского бренда Chupa Chups. Ежегодно в мире съедают 4 миллиарда леденцов этой марки. По утверждению природозащитника Кэмдена Ховитта, чья группа регулярно убирает австралийские пляжи, палочки от «Чупа Чупсов» по весу составляют 2,5 % от всей массы собранного мусора. Представляете всю гамму ощущений человека, который идёт по пляжу и вдруг босой пяткой наступает на твёрдую и острую пластиковую палочку? Если обойдётся без раны и заражения крови – значит, повезло.

Неудивительно, что у австралийского эколога Брианны Уорд, призывающей к общенациональному бойкоту Chupa Chups, всё больше сторонников. Между тем, хотя сама компания регулярно уведомляет в соцсетях, что постоянно сокращает использование пластиковых упаковок, фирменных палочек на австралийских пляжах меньше не становится.

Chupa Chups

Зато над увеличением объёма экологичной тары задумалось руководство Coca Cola. Компания постоянно наращивает выпуск напитков в стеклянных бутылках.

Какую тару считать экологичной?

По вопросу экологичности в научном мире и кругах природозащитников идут жаркие дебаты. Казалось бы, всё просто: экологичная альтернатива неразлагающемуся пластику – бумага и картон. Однако утилизация – это только один параметр, по которому судят об экологичности того или иного упаковочного материала. Дело в том, что целлюлозно-бумажные комбинаты наносят природе ущерба больше, чем нефтехимические. С учётом этой информации полная замена пластика целлюлозной продукцией уже не кажется целесообразной.

К тому же для некоторых продуктов, к примеру, многих колбасных и кондитерских изделий требуется влаго- и жироустойчивая упаковка. Картон, в отличие от полиэтилена, такими свойствами не обладает. Поэтому многие специалисты считают перспективным производство упаковки из биоразлагаемого полиэтилена. Он бывает двух типов:

  • изготовленный из натурального сырья (кукурузного крахмала, сахарного тростника) – разлагается в течение 30–70 дней;
  • изготовленный из продуктов нефтехимической отрасли с добавками-деградантами – разлагается в течение 1–3 лет.

Также большой популярностью пользуется упаковка, отмеченная символом, который свидетельствует о возможности повторной переработки.

А как обстоят дела в России?

Российские потребители ежегодно выбрасывают около 30 миллионов тонн упаковки. Далеко не вся она утилизируется на полигонах, о чём свидетельствуют захламлённые парки и лесополосы. Осознавая опасность для окружающей среды, правительство планирует уже в ближайшие годы запретить пластиковую одноразовую посуду, заменив её бумажными или биоразлагаемыми аналогами.

Российский экологический оператор предлагает меры, которые позволят в два раза сократить отходообразование упаковки. Среди них – рекомендация заменять пластиковые пакеты матерчатыми сумками (льняными или джутовыми). В супермаркетах следует предоставлять покупателям пакеты из биоразлагаемых материалов. Предлагается отдавать предпочтение многоразовой таре и упаковке. РЭО рекомендует разрабатывать упаковку из одного материала: так её будет легче утилизировать.

Уже сейчас выбор материала для упаковки – важная часть разработки маркетинговой стратегии. Компании, использующие для упаковки вспененные полимеры и другие неэкологичные материалы, будут подвергаться не только общественному давлению, но и штрафам.

В то же время фирмы, своевременно озаботившиеся не только дизайном упаковки, но и правильным подбором экологичных биоразлагаемых материалов для неё, улучшат репутацию бренда и займут выигрышные позиции на рынке.

Конечно, просто идеально, если принцип максимальной экологичности упаковки был одним из основополагающих ещё при создании бренда. Но даже если это не так, ситуацию вполне можно исправить. Достаточно заказать дизайн упаковки для товара в нашем брендинговом агентстве. Наши специалисты хорошо знакомы с последними достижениями в производстве экологичных упаковочных материалов. Для вашей компании мы разработаем функциональную упаковку, которая создаст бренду положительную репутацию среди потребителей, заботящихся о сохранности окружающей среды. Цена разработки упаковки окупится за счёт повышения узнаваемости бренда.

Все материалы